Вторник, 16.04.2024, 20:15

Главная » 2013 » Декабрь » 17 » «Хаббл» заснял гравитационную линзу кластера галактик
«Хаббл» заснял гравитационную линзу кластера галактик
Астрономы, работающие с данными космического телескопа «Хаббл», получили изображение кластера галактик Abell S1077, который благодаря своей значительной массе формирует гравитационную линзу. Изображение и его описание опубликовано на сайте телескопа.

На снимке «Хаббла» свет галактик, расположенных позади Abell S1077, искажается так, что они образуют светлые черточки, расположенные по периметру изображения.

Фото: spacetelescope.org

Ранее эффект гравитационной линзы уже удавалось наблюдать на кластерах галактик. Их масса, вычисленная на основе степени искажения света, обычно превышает массу, вычисленную на основе суммы массы звезд в галактиках. Считается, что разница между значениями массы объясняется наличием в центре кластеров темной материи.

Феномен гравитационного линзирования был предсказан Альбертом Эйнштейном в его общей теории относительности. Согласно теории, масса оказывает влияние на направление распространения света, искажая пространство-время. Проходя мимо массивного объекта, свет отклоняется в сторону последнего. Если объект обладает значительной массой сосредоточенной в относительно компактном объеме, то с точки зрения наблюдателя он может вести себя как оптическая линза, искажая свет далеких звезд.

Эффект гравитационного линзирования интересен физикам не только как одно из подтверждений теории относительности, но и как способ рассмотреть свет очень далеких звезд, которые без природной космической линзы было бы невозможно увидеть.

Так, недавно астрономы из обсерватории ALMA благодаря усилению света гравитационной линзой обнаружили следы воды в очень далеких галактиках. Другая группа исследователей предложила использовать эффект гравитационного линзирования для поиска экзопланет-«двойников» Земли.

Категория: Галактики | Просмотров: 299 | Добавил: NightKofe | Рейтинг: 0.0/0