Четверг, 02.05.2024, 22:03

Главная » 2013 » Октябрь » 14 » Неожиданное открытие астрономов, изучающих уникальный спутник Юпитера
Неожиданное открытие астрономов, изучающих уникальный спутник Юпитера
Ученым США удалось найти новое объяснение феномена постоянно действующих вулканов на спутнике Юпитера - Ио. Под его поверхностью они обнаружили огромный слой лавы в расплавленном и полурасплавленном состоянии.

В ее состав входит особая магматическая порода, встречающаяся на Земле и способная накапливать и передавать электрический ток. Об этой гипотезе, выдвинутой учеными Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Санта-Крус и Университета штата Мичиган, сообщила Лаборатория реактивного движения НАСА в Пасадине (штат Калифорния).

Отмечается, что наличие подземного моря лавы, достигающего толщины более 50 км, установлено впервые. Ио является самым вулканически активным телом Солнечной системы. В отличие от Земли, вулканы спутника Юпитера равномерно распределены по всей его поверхности. Наружу Ио ежегодно выплескивается в 100 раз больше лавы, чем из всех вулканов Земли вместе взятых.

"Мы наконец поняли откуда берется лава. Оказывается, что Ио постоянно подает в магнитное поле Юпитера сильный сигнал, свидетельствующий о наличии расплавленной или полурасплавленной породы глубоко под поверхностью", - пояснил Кришан Кхурана из Калифорнийского университета. Его коллеги предполагают, что миллиарды лет назад на нашей планете и Луне существовали такие же моря лавы, которые затем остыли. Если принять такое предположение, то вулканизм спутника Юпитера иллюстрирует картину того, что происходило на Земле в начальном этапе ее эволюции.

Вулканы на Ио помог обнаружить в 1979 году исследовательский аппарат НАСА "Вояджер". Через 10 лет была запущена межпланетная автоматическая станция "Галилей", которая изучала спутники Юпитера - Ио и Европу. После завершения экспедиции в 2003 году "Галилей" "затопили" в атмосфере планеты-гиганта. Однако станция успела направить на Землю оказавшиеся ценными показания бортового магнетометра. Эти данные были изучены дополнительно и позволили астрономам выдвинуть гипотезу.

Размещение 20.06.2011