Пятница, 03.05.2024, 06:42

Главная » 2013 » Октябрь » 14 » Российские ученые обнаружили водяной пар в атмосфере Марса
Российские ученые обнаружили водяной пар в атмосфере Марса
Сотрудники Института космических исследований Российской академии наук обнаружили водяной пар в средней атмосфере Марса. Открытие российских ученых опровергает, по сообщению пресс-службы института, «общепринятую гипотезу о том, что в чрезвычайно разреженной атмосфере планеты на таких высотах вода не может существовать в перенасыщенном состоянии».

В результате дальнейшего анализа полученных данных сотрудники ИКИ уточнили, что в момент наблюдения водяной пар в состоянии перенасыщения наблюдался практически во всём северном полушарии. В южном полушарии планеты такое состояние наблюдается только у самого полюса.

Теперь ученым предстоит уточнить модели циркуляции воды, а также историю ее потери Красной планетой.
Водяной пар на высоте от 20 до 50 км от поверхности планеты удалось обнаружить с помощью многофункционального оптического спектрометра SPICAM, установленного на космическом аппарате «Марс-экспресс».

Он был выведен в космическое пространство 2 июня 2003 г. с космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат».

В составе многофункционального оптического спектрометра SPICAM, созданного совместно Россией, Бельгией и США, находятся шесть научных приборов. Три из них разработаны и изготовлены Институтом космических исследований РАН, в том числе спектрометр ближнего ИК-излучения SPICAM, предназначенный для измерения количества водяного пара в атмосфере Красной планеты.

Прибор состоит из двух каналов, двух различных спектрометров: УФ-диапазона (118 – 320 нм) на дифракционной решетке и ПЗС-матрице с усилителем изображения и ближнего ИК-диапазона (1 – 1.7 мкм). Российский  ИК-канал создан в ИКИ РАН под руководством О.И. Кораблева с применением новой технологии: фильтрации излучения при помощи акустооптического перестраиваемого фильтра.

Работа российских ученых в сотрудничестве с зарубежными коллегами имеет большое научное и практическое значение для подготовки и организации в будущем пилотируемых полетов к Марсу и другим планетам. Эти работы поддержаны Роскосмосом в рамках Федеральной космической программы России.

Размещение 24.10.2011