Четверг, 02.05.2024, 08:49

Главная » 2013 » Ноябрь » 26 » «Гершель» заснял инфракрасные основания джетов черной дыры
«Гершель» заснял инфракрасные основания джетов черной дыры
Астрофизикам, работающим с данными космического телескопа «Гершель», впервые удалось увидеть основания джетов (потоков вещества) черной дыры звездной массы. Работа ученых будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а краткое сообщение об открытии приводится на сайте Европейского космического агентства.

В ходе исследования ученые проводили наблюдения двойной системы GX 339-4, в которую входит напоминающая Солнце звезда и черная дыра-компаньон, масса которой в семь раз больше. Наблюдения проводились в рентгеновском, радио- и инфракрасном диапазоне, причем данные последнего типа были получены с помощью высокочувствительного спектрометра, установленного на «Гершеле».

Аккреционный диск и джеты вокруг черной дыры в представлении художника. ESA/ATG medialab

В ходе наблюдений джеты претерпели стремительную эволюцию, перейдя из крупной и яркой «баллистической» в компактную форму. Их размер при этом уменьшился в тысячу раз - с 10 000 до 10 астрономических единиц (среднее расстояние от Земли до Солнца). Компактизация позволила рассмотреть расположенные в непосредственной близости от черной дыры источники джетов, видимые именно в инфракрасном диапазоне.

Образование джетов сопровождает процесс поглощения вещества не только в случае черных дыр звездной массы, но и в случае сверхмассивных черных дыр, расположенных в центре галактик. Относительно небольшие объекты, подобные GX 339-4, представляют интерес для астрофизиков именно тем, что их джеты менее массивны и, следовательно, быстрее эволюционируют. Ранее изучение GX 339-4 позволило наблюдать нестабильность этих потоков вещества, изучить влияние на них магнитного поля и рассмотреть процесс образования аккреционного диска.

Категория: Черные дыры | Просмотров: 299 | Добавил: NightKofe | Рейтинг: 0.0/0