Суббота, 27.04.2024, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS

                                  Чуть про космос

Биографии астрономов, ученых, космонавтов

Главная » Статьи » Биографии ученых » Глушко Валентин Петрович

Глушко Валентин Петрович
2 сентября 1908 года - 10 января 1989 года

Валентин Глушко родился 2 сентября 1908 г. в Одессе. Уже в юности он был деятельной и разносторонней личностью. В 1919 г. был зачислен в реальное училище имени св. Павла, которое закончил в 1924 г. Одновременно с учебой Глушко руководил кружком Общества любителей мироведения при Одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения. В эти же годы (1920-1922) занимался в консерватории по классу скрипки, затем был переведен в Одесскую музыкальную академию.

Глушко грезил космосом. Известно, что он занимался сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, цель которой была доказать необходимость завоевания мирового пространства. С 1923 по 1930 г. он состоял в переписке с Константином Эдуардовичем Циолковским – мыслителем, разрабатывавшим теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. 

По окончании IV профтехшколы в 1924 г. Глушко В.П. проходил практику на арматурном заводе «Электрометалл» им. В.И.Ленина. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет». В газетах и журналах уже публиковались его научно-популярные статьи о космических полетах: «Завоевание Землей Луны» (1924), «Станция вне Земли» (1926) и многие другие.

По путевке Наркомпроса УССР Глушко В.П. направили на учебу в Ленинградский государственный университет. Туда он прибыл в августе 1925 г., но из-за позднего приезда не успел сдать экзамены. В результате в течение всего первого курса был вольнослушателем. В 1926 г. его зачислили на второй курс физического отделения физико-математического факультета.

Обучение на физико-математическом факультете ленинградского университета у одной из лучших профессур страны студентом Валентином Глушко было также подчинено одной великой цели - покорению космоса, поставленной еще в юные годы. В выбираемых самостоятельно курсовых и дипломном проектах им впервые разрабатывается теория и конструкция электротермического ракетного двигателя. Параллельно налаживаются связи с газодинамической лабораторией (ГДЛ) в Ленинграде, объединявшей энтузиастов нарождающейся ракетной техники. Только спустя десятилетия такой подход в воспитании образованных творческих специалистов станет практиковаться в авторитетных во всем мире МФТИ и МИФИ. 

Параллельно с учебой он работал рабочим (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф.Лесгафта, а в 1927 г. был геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

Его превосходная дипломная работа вызвала большой интерес. В первой её части предлагался проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. Третья часть дипломной работы – «Металл как взрывчатое вещество», посвященная электрическому ракетному двигателю, заинтересовала военных.

15 мая 1929 г. Валентина Петровича Глушко зачислили в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. В 1930-м лаборатория разработала конструкцию и начала изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ Глушко был консультантом в отделе лабораторий Путиловского завода. За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе: с ОРМ-1 до ОРМ-52.

В январе 1934 г. Глушко В.П. перевели в Москву и назначили начальником сектора Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) Наркомата обороны. В 1933-1934 гг. он читал два курса лекций: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД» в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского, а в 1935-м параллельно с работой в РНИИ заведовал Реактивными курсами по переквалификации инженеров при Центральном совете Осоавиахима – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

Половина творческого пути В.П. Глушко связана плодотворным сотрудничеством с С.П. Королевым. Первые контакты начались с тридцатых годов взаимными визитами сотрудников ГДЛ и ГИРД, а тесное сотрудничество с 1934 года в РНИИ. В своих воспоминаниях В.П. Глушко пишет: «Еще в РНИИ нас связала преданность любимому делу и взаимная заинтересованность в сотрудничестве, так как под его руководством разрабатывались летательные аппараты, а под моим двигатели для них». В этот период их воспринимали как неразлучную творческую пару, но с резко различающимися характерами, что не помешало достижению первых впечатляющих успехов. После вынужденной разлуки, связанной с репрессиями, при первой же возможности они объединились вновь. 

В декабре 1935 г. вышла в свет книга «Ракеты их устройство и применение» под редакцией Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. В марте 1936-го опубликована работа Глушко «Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей» (курс лекций).

Говоря о вкладе Глушко В.П. в область профессиональной технической литературы, стоит отдельно упомянуть 10-томный справочник и учебник по ракетным двигателям «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания» А.Ф.Дрегалина, В.Е.Алемасова, А.П.Тишина, вышедший под его редакцией. Работа над ним велась более десяти лет.

В те времена это коснулось очень многих, но для каждого это была личная трагедия. В марте 1938 г. Глушко В.П. необоснованно репрессировали. Вплоть до августа 1939 г. он находился под следствием во внутренней тюрьме НКВД СССР на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа Особым совещанием его осудили на 8 лет.

Но Глушко В.П. повезло: до 1940 г. он работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. За это время его командой были разработаны проекты вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7.

В 1940 г. Глушко В.П. направили в Казань, где он продолжил работу в качестве главного конструктора КБ при Казанском заводе №16 по разработке вспомогательных самолетных двигателей.

С 1942 по 1946 год С.П. Королев был заместителем главного конструктора ОКБ по летным испытаниям». Результатом этого этапа работ оказалась установка ракетных ускорителей на самолеты, удостоенная по указанию И.В. Сталина высокими наградами и освобождением из заключения. Далее вместе, в полковничьей форме, длительная командировка в Германию по освоению трофейной военной техники. 

27 августа 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР Глушко В.П. досрочно освободили со снятием судимости, а в 1945-м по его собственному выбору назначили заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. Глушко В.П. дали выбрать себе команду, состав кафедры сформировался из надежных, хорошо знакомых ему людей.

И хотя на этой должности Глушко В.П. проработал не более года, он сохранил связи с кафедрой и институтом. После перевода в Москву приглашал преподавателей кафедры в подмосковные Химки, в демонстрационный зал, где находились модели разрабатываемых им двигателей.

Особое внимание следует уделить муссированию вопроса о копировании немецкой военной техники. Фактически параллельно с совместной деятельностью Королева и Глушко в более комфортных творческих условиях оказался не менее великий творец военно-космической техники Вернер фон Браун. Апофеоз его творчества, связанный с упомянутой ракетой «Сатурн 5», обеспечивший эпохальный успех в выполнении лунной программы, не нуждается в комментариях. 

Но в тот период, когда Королев и Глушко оказались репрессированными, фон Браун выдвинулся вперед, создав уникальное по тем временам изделие «Фау-2». Под давлением исторических обстоятельств с 1945 года до начала 50-х годов Королеву и Глушко в директивном порядке было предписано копировать трофейные «Фау-2», создавая первые ракеты военного предназначения. Однако надо знать характер и мировоззрение наших творцов, которые бомбардировали письмами высшее руководство страны о необходимости прохождения собственного пути в развитии ракетной техники. Их усилия возымели действие. В 48 часов немецкие специалисты были возвращены обратно в Германию, и в условиях строжайшей секретности начался новый исторический этап в созидании отечественной ракетно-космической базы. Для любого специалиста-профессионала вполне очевидно, что принципиальные технические решения в ракете Р-7 и в двигателе РД-107 абсолютно оригинальны, уникальны и совершенны, что обеспечило исторический успех, не имеющий аналогов не только в ракетной, но и в любой другой сфере человеческой деятельности. 

В сентябре 1946 г. распоряжением Правительства СССР коллектив ОКБ-СД из Казани, в котором работал Глушко, направили на авиазавод №456 в Химках. Этим же приказом Глушко В.П. назначили Главным конструктором ОКБ-456.
Наряду с основной работой с 1947 по 1954 г. Глушко В.П. читал курс лекций на высших инженерных курсах при МВТУ им. Н.Э.Баумана, которые были изданы в 1948 г. под названием «Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе». 

23 октября 1953 г. Глушко В.П. избрали членом-корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г. решением Высшей аттестационной комиссии ему была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации.
Светило отечественного двигателестроения внес огромный вклад в сферу развития подвластной ему науки. В 1958 г. его избрали действительным членом Академии наук СССР; с 1965 по 1989 г. он стал председателем Научного совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР; был главным редактором энциклопедии «Космонавтика» выпуска 1968, 1971 и 1985 гг.; с 1969 г. руководил научно-методическим советом по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества «Знание».

22 мая 1974 г. Глушко В.П. назначили директором и Генеральным конструктором НПО «Энергия», в состав которого входило и конструкторское бюро энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных.

В идеологическом ракурсе развития космической тематики под руководством В.П. Глушко стали более конкретными тематические направления ближнего и дальнего космоса. Утвердилась концепция модульного принципа и унификации в формировании ракетно-космических систем, был развит уникальный отечественный опыт и спланирована перспектива долговременного пребывания в космосе. 

Под руководством Глушко В.П. до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко- и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах. За свою многолетнюю деятельность Глушко В.П. был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов, делегатом XXI-XXVII съездов партии, был членом ЦК КПСС с 1976 года. В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя Глушко присвоили кратеру на видимой стороне Луны.

У Валентина Петровича было четверо детей: Евгения (1938), Елена (1948), Юрий (1952) и Александр (1972). Он умер 10 января 1989 г. в возрасте 80-ти лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Незадолго до кончины Глушко просил развеять его прах на Луне или на Марсе. Освоение Луны было последним его замыслом.

http://history-kazan.ru, http://www.rv.ru
Категория: Глушко Валентин Петрович | Добавил: NightKofe (02.02.2012)
Просмотров: 1135 | Теги: Глушко Валентин Петрович, Биографии ученых
Поиск по сайту