Воскресенье, 28.04.2024, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS

                                  Чуть про космос

Биографии астрономов, ученых, космонавтов

Главная » Статьи » Биографии ученых » Янгель Михаил Кузьмич

Янгель Михаил Кузьмич
25 октября (7 ноября) 1911 года - 25 октября 1971 года

Cоветский учёный и конструктор в области ракетно-космической техники; основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения; главный конструктор Особого конструкторского бюро № 586.

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракетных комплексов Р-11, Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, МР-УР100, Р-36М, космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954—1971).

Родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области (ныне затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье. В 1926 году, окончив 6 классов, переехал в Москву к брату. Учась в 7 классе, подрабатывал в стеклографии, разносил по городу стопки печатной продукции. Окончив Школу фабрично-заводского ученичества, работал помощником мастера текстильной фабрики имени Красной армии и флота в городе Красноармейск Московской области (1929-1931). Одновременно учился на рабфаке.

В 1931 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Ещё студентом МАИ поступил на работу в Конструкторское бюро (КБ) Н.И.Поликарпова и работал там конструктором, ведущим инженером, помощником главного конструктора, заместителем директора на авиационном заводе имени Менжинского в КБ Н.Н.Поликарпова (1935-1944). Осенью 1941 года вместе с авиазаводом № 51 М.К.Янгель был эвакуирован в город Новосибирск.

Затем работал заместителем главного инженера ОКБ А.И.Микояна (1944) и ведущим инженером в КБ В.М.Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолётов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолёта По-2. Работал в аппарате Министерства авиационной промышленности СССР (1946-1948). В 1948-1950 годах учился в Академии авиационной промышленности СССР (окончил с отличием).

Начальник отдела (1950-1951), заместитель главного конструктора C.П. Королева (1951-1952), директор (1952-1953), главный инженер (1953-1954) ОКБ-1 НИИ-88 в городе Калининград (ныне – Королёв) Московской области. В этот период времени ракетная техника, разрабатываемая ОКБ-1 НИИ-88, бурно развивалась. Заканчивались работы над новой баллистической ракетой (БР) дальнего действия (ДД) Р-2, создавалась стратегическая ракета Р-5 бесстабилизированной схемы с несущими баками с дальностью полёта 1200 км, проводились серьёзные проектные исследования но комплексным темам Н-1, Н-2 и Н-3, которые были посвящены решению проблем разработки бесстабилизированных БРДД и изучению возможности создания и перспектив развития таких ракет на высококипящих компонентах топлива.

В 1952 году для серийного производства БРДД Р-1 и Р-2 выделяется строящийся автомобильный завод № 586 в Днепропетровске. На нём создается ОКБ-586 для «ведения» документации серийного производства этих ракет. Основу ОКБ-586 составили специалисты ОКБ-1 и других подразделений НИИ-88. С 1954 года главный конструктор Особого конструкторского бюро № 586 в городе Днепропетровск (ныне – Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля»).

В 1954 году Правительство по ходатайству Министерства обороны поручило ОКБ-586 разработку стратегической БР на стабильных компонентах топлива Р-12 с дальностью полёта 2000 км. Главным конструктором указанной ракеты в ОКБ-586 был назначен М.К.Янгель, как сторонник нового направления развития баллистических ракет – использования в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота или азотного тетроксида. В 1958 году ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля заканчивает испытание одноступенчатой баллистической ракеты Р-12 массой 42 т с дальностью полёта 2000 км. В 1959 году эта ракета была принята на вооружение. Летная отработка более совершенной БР с дальностью полёта 4500 км закончилась в 1961 году приёмом её на вооружение.

22 июня 1957 - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 26 июня 1959 года за большие заслуги в развитии оборонной техники (за создание баллистической ракеты Р-12) Янгелю Михаилу Кузьмичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1958 году М.К.Янгель начал разработку двухступенчатой с поперечным делением межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 т. Эта БР удовлетворяла всем современным тогда требованиям боевой эффективности и превосходила по своим основным параметрам американские межконтинентальные ракеты типа «Атлас» и «Минитмен-1». 

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве. В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

24 октября 1960 во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

Несмотря на катастрофу, произошедшую при пуске первой ракеты Р-16 в конце 1960 года её лётно-конструкторские испытания были закончены в 1961 году, и в этом же году на боевое дежурство был поставлен полк таких ракетных комплексов.

В 1960 году ему была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1961 году он был избран действительным членом (академиком) АН Украинской ССР, а в 1966 году – академиком АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 17 июня 1961 года за обеспечение первого в мире полёта человека в космос Янгель Михаил Кузьмич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 90/II).

1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Впервые в своей истории  США оказались практически полностью  беззащитными перед новым оружием. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось  достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких: "США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в  лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы". Всего в период между 1965 и 1974 годом  было развернуто  288  ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4  и  СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

На базе БР Р-16 М.К.Янгель разработал ещё более совершенную и мощную стратегическую межконтинентальную ракету Р-36 массой 180 т с моноблочной головной частью, принятую на вооружение в 1967 году. Данная ракета была разработана в двух вариантах: в обычном баллистическом и в орбитальном. Во втором случае головная часть выводится ракетой на низкую круговую околоземную орбиту с высотой порядка 200 км и с орбиты стартует в направлении цели. Это, как полагали, должно было привести к значительному усложнению системы ПРО вероятного противника, поскольку боеголовка могла проходить к цели с двух противоположных сторон. Использование орбитальной ракеты, естественно, снимало все ограничения дальности стрельбы. Такая орбитальная БР, которая могла поражать все цели на поверхности земного шара, была принята на вооружение в 1968 году.

С появлением в США новой межконтинентальной ракеты, размещённой в сильно укреплённых шахтных сооружениях и несущей три боевых блока, наводящихся с высокой точностью на индивидуальные, далеко разнесённые цели, нарушалось сложившееся к тому времени стратегическое равновесие. В связи с этим необходимо было серьёзно повысить стойкость находившихся на боевом дежурстве межконтинентальных ракетных комплексов с шахтными стартами Р-36 М.К.Янгеля и УР-100 В.Н.Челомея, а их было уже более 1000. 

КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения вышли в 1969 году с предложением о значительном упрочнении имеющихся шахтных пусковых установок за счёт внутреннего утолщения ствола шахты и открывающейся крыши. Однако при использовании такого метода увеличения стойкости ракетных комплексов потребовалось новое поколение ракет делать с миномётным стартом. Кроме этого, в порядке повышения боевой эффективности ракет Р-36М и МР-УР100 вводилась разделяющаяся головная часть с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, за счёт чего существенно возрастали эффективность, боеготовность, точность и живучесть комплекса при действии поражающих факторов ядерного взрыва. 

Предложенные КБ «Южное» и ЦНИИ Машиностроения конструктивные решения новых ракетных комплексов Р-38М и МР-УР-100 под упрочнённые шахтные сооружения ракет Р-З6 и УР-100 вызывали серьезные сомнения в их успешной реализации у некоторых ведущих конструкторов, в том числе и у В.Н.Челомея. Однако М.К.Янгель смело пошёл на новые в практике ракетостроения решения. К сожалению, из-за преждевременной смерти, последовавшей в 1971 году, ему не удалось их претворить в жизнь. Все сложнейшие проблемы успешно решены КБ «Южное» под руководством нового главного конструктора В.Ф.Уткина, его первого заместителя.

М.К.Янгель, помимо боевой ракетной тематики, эффективно занимался также разработкой ракет-носителей и космических объектов в интересах Министерства обороны и науки. В ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля были разработаны: лёгкий носитель «Космос» на базе ракеты Р-12, проект лёгкого носителя «Интеркосмос» на базе ракеты Р-14, средний носитель «Циклон» на базе ракеты Р-36 с автоматизированным безлюдным стартом. Созданы ряд спутников научного назначения серии «Космос» и «Интеркосмос», спутники для юстировки системы ПРО и другие.

Член КПСС с 1931 года. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1966 года. Депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов (1966-1971). Депутат Калининградского городского Совета (1952-1954).

Скончался 25 октября 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Звания и награды:

- Доктор технических наук (1960);
- Профессор. Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1967);
- Золотая медаль им. С.П.Королёва АН СССР (1970);
- Четыре ордена Ленина;
- Орден Октябрьской Революции.

Почётный гражданин города Байконур (1977, посмертно).

Именем М.К.Янгеля названы астероид, кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»), посёлок в Иркутской области, станция московского Метрополитена, улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске и Байконуре. Памятники учёному установлены в Железногорске-Илимском (Иркутская область), Байконуре, Днепропетровске, на космодромах «Байконур» и «Плесецк». Мемориальные доски установлены на здании ГП «КБ «Южное» имени М.К.Янгеля» в Днепропетровске, на здании Московского авиационного института, на здании ЦНИИ Машиностроения в городе Королёв Московской области, на здании текстильной фабрики в городе Красноармейск Московской области.

http://www.warheroes.ru, http://ruzhany.narod.ru
Категория: Янгель Михаил Кузьмич | Добавил: NightKofe (02.02.2012)
Просмотров: 1374 | Теги: Янгель Михаил Кузьмич, Биографии ученых
Поиск по сайту