Воскресенье, 28.04.2024, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS

                                  Чуть про космос

Биографии астрономов, ученых, космонавтов

Главная » Статьи » Биографии ученых » Уткин Владимир Федорович

Уткин Владимир Федорович
17 октября 1923 года - 15 февраля 2000 года

Владимир Федорович родился 17 октября 1923 г. в поселке Пустобор Рязанской области. Вскоре семья переехала в поселок Лашма неподалеку от старинного города Касимова, где и прошли его детские и юношеские годы. После окончания с отличием средней школы в Касимове в 1941 г. был призван в Красную Армию, с первых до последних дней Великой Отечественной войны участвовал в боевых действиях, завершив свою военную биографию старшиной отдельной роты связи при истребительной авиационной дивизии. За мужество и отвагу был награжден двумя боевыми орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, многими медалями.

В 1945 году окончил лашманскую школу. В 1946 г. по примеру старшего брата Владимир Уткин поступает в Ленинградский военно-механический институт, еще в довоенные годы снискавший славу кузницы производственно-технической интеллигенции для Наркомата вооружения. Учиться в первые послевоенные годы (да еще после большого перерыва) было трудно. Приходилось подрабатывать: сначала на погрузке вагонов, а на старших курсах - в научно-исследовательском секторе института. Благодаря высокой универсальности этого подразделения, среди проектов которого и двигатель внутреннего сгорания, и пресс для производства грампластинок, приобретенная чертежная практика оказалась бесценной в последующей профессиональной конструкторской деятельности. Здесь же он прошел первую школу менеджмента (если пользоваться современной терминологией), налаживая связи институтской науки с производством.

По окончании института в июне 1952 г. Владимир Уткин начал работать в Днепропетровске инженером-конструктором на машиностроительном заводе. В то время вся страна строила этот автомобильный гигант, которому, однако, была уготована иная судьба: в соответствии с постановлением Совета Министров СССР этому заводу надлежало в кратчайшие сроки наладить серийное производство отечественных ракет разработки ОКБ-1, возглавляемого С.П. Королевым. То были первые годы становления отечественной ракетной промышленности, когда в стране под эгидой Министерства вооружения получили эффективное и бурное развитие ракетные (а впоследствии и космические) материалы и технологии. Был образован Научно-исследовательский институт реактивного вооружения - НИИ-88, с 1967 г. - ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш). 

В 1959 году Алексей Федорович становится ответственным представителем Главного конструктора на заводах-изготовителях. Сборка, заводские испытания, ходовые испытания с пусками ракет, сдача на вооружение стартовых установок для крылатых ракет комплексов П-35, а впоследствии зенитного ракетного комплекса С-200.

Заводу был присвоен номер 586, а в историю ракетостроения он вошел как Южный машиностроительный завод. Из НИИ-88 в Днепропетровск на добровольных началах была переведена группа специалистов во главе с заместителем Королева В.С. Будником, ставшим начальником серийного КБ. Уже в 1953 г. вместо грузовых машин было налажено производство ракет. Первые королевские боевые ракеты Р-1, Р-2, Р-5 - одноступенчатые, жидкостные на низкокипящем окислителе - жидком кислороде, не допускали длительного хранения. Днепропетровцы, пройдя великолепную технологическую школу серийной отработки первых трех королевских ракет и используя опыт НИИ-88 при создании тактической ракеты Р-11, вышли с предложением делать баллистическую ракету дальнего действия Р-12 (дальность 2000 км) на высококипящих токсичных компонентах, которые могли при необходимости до нескольких месяцев храниться в баках ракеты. Подобная перспектива, естественно, была с воодушевлением поддержана военными. В апреле 1954 г. под эту программу конструкторский отдел завода был преобразован в Особое конструкторское бюро ј 586 (ОКБ-586, с 1966 г. - КБ "Южное" или КБЮ).

Главным конструктором был назначен Михаил Кузьмич Янгель, в недавнем директор НИИ-88, а первым заместителем - Василий Сергеевич Будник. И уже в конце 50-х была принята на боевое дежурство ракета средней дальности Р-12, а вслед за ней и Р-14 - первое поколение днепропетровских боевых ракетных комплексов. А затем произошла трагедия. 24 октября 1960 г на Байконуре при подготовке к пуску первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-16 (на тех же высококипящих компонентах) произошел несанкционированный запуск двигателя верхней, второй ступени, приведший к гибели 76 человек, среди которых были Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии М.И. Неделин (его гибель - невосполнимая потеря для ракетно-космической отрасли) и шестеро сотрудников ОКБ вместе с заместителем главного конструктора Л.А. Берлиным. Янгель чудом остался жив, но груз вины за случившееся он нес до последних дней своей жизни. (Владимир Федорович сохранил большое уважение к Янгелю - выдающемуся конструктору и умелому организатору в ракетно-космической отрасли. Память о первом Главном конструкторе КБЮ жива по сей день - в чем немалая заслуга В.Ф. Уткина.).

Разбираться с причинами катастрофы, а также проверять оставшиеся в цехах узлы ракеты пришлось Уткину - вновь назначенному заместителю "главного" по конструкции ракет. После напряженной работы ОКБ, завода и смежных организаций через три с небольшим месяца прошел успешный пуск МБР. А в 1971 г., после внезапной кончины (на торжествах, в день собственного 60-летия) Янгеля, главным (а впоследствии генеральным) конструктором КБЮ на долгие 19 лет становится Владимир Федорович Уткин. С этим периодом связаны его "звездные часы".

С 1963 года Уткин В.Ф. - начальник крупного конструкторского отдела, в котором наряду с работами по морской и зенитной тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные исследования по созданию стартовых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1967 году А.Ф.Уткин назначается заместителем Главного конструктора, а в 1970 году Главным конструктором - начальником комплекса.

В 1975 г. на вооружение был принят боевой стратегический ракетный комплекс шахтного базирования СС-18. Американцы прозвали эту межконтинентальную баллистическую ракету МБР "тяжелого" класса, с разделяющейся головной частью (РГЧ), "Сатаной". Для повышения живучести на ее корпус нанесено теплозащитное (в случае прохождения пылевого облака неприятельского ядерного взрыва) покрытие черного цвета. И ракета длиной больше 30 м, внезапно появляющаяся из шахтного пускового контейнера (да еще в лучах восходящего солнца на фоне голубого неба), приобретает просто зловещий вид. Комплекс СС-18 не имеет аналогов в мире и обладает характеристиками более высокими, чем у его предшественников (кстати, непревзойденными до настоящего времени). Именно появление "Сатаны", по оценке международных экспертов лучшего в мире оружия, побудило американцев сесть за стол переговоров по ограничению стратегических вооружений.

Особые заслуги Владимира Федоровича связаны с реализацией новых решений при создании стратегических комплексов в КБЮ: отработкой "минометного" старта жидкостной ракеты из шахтно-пускового устройства, увеличением срока нахождения ракеты в заправленном состоянии до 12 - 15 лет, сдачей на вооружение боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

Одновременно с "Сатаной" Генеральный конструктор В.Ф. Уткин участвует в отработке и сдаче на боевое дежурство четырех ракетных комплексов. Твердотопливный комплекс СС-24 железнодорожного и шахтного базирования испытывался в Плесецке. На Байконуре отрабатывались РН "Зенит" и ее первая ступень в виде связки боковых блоков в составе ракеты-носителя многоразовой космической системы "Энергия" - "Буран". Сюда же следует присовокупить спутник радиотехнической разведки. К сожалению, практика свидетельствует о том, что при пусках первой десятки ракет нового образца две - три падают. В этот период нагрузка на "главного" особенно велика: от него требуется оперативно установить рабочие контакты с маститыми специалистами - разработчиками комплектующих систем - и быстро разобраться в причине аварии. Так что, только успевай поспевать на полигоны и КБ, участвовать в аварийных комиссиях, коллегиях министерства и прочих разборках. 

Владимир Федорович особенно запомнил две неудачи, вызванные отказами системы управления. "Легкая" (стартовая масса 75 т) ракета МР УР-100 вышла на поверхность, но не получила команду на запуск двигателя. Шахта была разрушена. Как выяснилось позже, машинистка при перепечатывании допустила ошибку в цифрах (в дальнейшем было введено дублирование цифровых массивов). Через несколько часов после аварии на полигон позвонил Главный конструктор систем управления Н.А. Пилюгин: "Я виноват". Вторая ситуация - еще более драматическая. Очередной пуск "Сатаны". Тяжелая (массой более 200 т) ракета вышла из контейнера, и та же картина: отсутствие команды на запуск двигателя ( на этот раз - последствия неучтенного ручного разъединения штекерных разъемов при работах с блоком управления на испытательном стенде у конструктора В.Г. Сергеева). Ракета "вернулась обратно" и разворотила всю шахту. Взрыв был такой силы, что тяжелую крышу шахты отбросило на 500 м и она пролетела над работавшими в бункере телеметристами. Металлические конструкции ферм причудливо изогнулись.

Любая из этих аварий, произойди она на начальном этапе испытаний, неминуемо поставила бы крест на минометном старте: уж очень большое недоверие он вызывал у многих. Сегодня у Владимира Федоровича есть все основания заявлять: "Нам удалось за короткое время создать самое мощное оружие в мире. Никто в истории этого пока не повторил".

Успехи на оборонном поприще позволили отдать дань и конверсии. На базе СС-4 была создана гражданская ракета -носитель (РН) "Космос", а на основе СС-9 - РН "Циклон". С помощью "Космоса" 16 марта 1962 г. был запущен одноименный спутник новой серии. Кстати, сама ракета длительное время стояла на ВДНХ внутри павильона со стеклянным куполом, прежде чем была заменена на "семерку". Но особой гордостью Генерального конструктора В.Ф. Уткина, конечно, является двухступенчатая ракета-носитель космических аппаратов (КА) "Зенит". Известно высказывание руководителя космического агентства Австралии: "Я побывал на всех стартовых площадках всех стран мира. Ничего подобного не видал. "Зенит" - наивысшее техническое достижение XX века.". Это первая специально космическая РН, а не модификация той или иной стратегической ракеты. Ее первая ступень стала в дальнейшем боковым блоком носителя "Энергия" для многоразовой транспортной космической системы "Энергия" - "Буран". "Зенит" работает на экологически чистых топливных компонентах (жидком кислороде и керосине), при его полете требуются наименьшие поля отчуждения (места, где падают ступени РН), за которые сегодня надо платить немалые суммы, конструкция носителя вобрала в себя накопленный в течение не одного десятилетия уникальный проектно-технологический опыт, что позволило достичь высокого конструкционного качества этой РН и сделать ее наиболее современной и перспективной среди действующих ракет-носителей Советского Союза. Стартовый комплекс "Зенита" (головным по его разработке является КБ транспортного машиностроения, Главный конструктор - В.Н. Соловьев) полностью автоматизирован. 

Система управления РН "Зенит" создана в НИИ автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина под руководством Главного конструктора В.Л. Лапыгина. "Зенит" - совместное российско-украинское детище: хотя его головным изготовителем является украинское производственное объединение "Южный машиностроительный завод", более половины подрядчиков составляют российские предприятия. К глубокому сожалению, после развала Союза выпуск этой ракеты в КБЮ не превышал одного-двух экземпляров в год (вместо 5 - 6). Но сегодня, кажется, забрезжила надежда: трехступенчатая ракета "Зенит 3SL" (c дополнительной третьей ступенью, разработанной и изготовленной ракетно-космической корпорацией "Энергия" стала основным носителем, который будет использован при реализации уникального международного проекта "Си лонч" "(Морской старт"): коммерческие запуски спутников с самоходной морской платформы из вод Тихого океана в районе экватора - наиболее энергетически выгодного места в мире для запусков. Первый старт почти 500-тонной, 65-метровой космической ракеты "Зенит-3SL" с морской платформы намечен на конец этого года. На сегодня получен уже не один десяток заказов на космические старты. Конечно, глубокий экономический кризис в России и на Украине не мог не затронуть ракетно-космическую отрасль. Несмотря на неудачи со стартами "Зенита", и особенно аварию 10 сентября, приведшую к потере 12 американских спутников связи, программы дальнейшего использования этой РН работают. Более того, по приглашению Ю.П. Семенова - Генерального конструктора РКК "Энергия" - и разработчиков "Морского старта" Владимир Федорович побывал на обоих кораблях морского космодрома. Он рассказывает: "Это уникальнейшее стартовое сооружение, через несколько минут забываешь, что ходишь по кораблю. Кажется, что попал на родной Южный машиностроительный завод".

С 1990 г. В.Ф. Уткин назначен директором Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства. При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана Федеральная космическая программа России. Под его руководством, как генерального конструктора, проводились НИОКР с целью создания экспериментальных аппаратов специального назначения, обеспечивается научно-техническое сопровождение ключевых проблем, связанных с международной космической станцией (МКС). Заслуги и опыт В. Ф. Уткина, авторитет в международных научных кругах во многом определили его назначение сопредседателем совместной с NASA экспертной комиссии - "комиссии Уткина - Стаффорда", осуществляющей взаимный контроль над проблемными вопросами создания МКС.

Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет РКА и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции "Мир" и российском сегменте МКС. С 1968 года по совместительству онпреподавал в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ "Военмех") на кафедре стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов. Он является автором книги "Отечественные стратегические ракетные комплексы" (1999), а также свыше 70 научно-технических трудов и более 100 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами, большинство из которых внедрены в производство.

Скончался 15 февраля 2000 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. В Рязани установлен его бюст, а в Касимове у школы, носящей его имя, сооружен мемориал В.Ф. Уткина.

Звания и награды:

- Дважды Герой Социалистического Труда;
- Лауреат Ленинской и Государственной премий; 
- Действительный член академий наук России и Украины, Международной академии астронавтики;
- Президент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (1997-2000);
- Доктор технических наук;
- Шесть орденов Ленина;
- Орден Трудового Красного Знамени;
- Знак "Почетный железнодорожник";
- Два ордена Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, "За заслуги перед Отечеством" I и II степени;
- 14 медалей. 

http://www.pressarchive.ru, http://vpk-news.ru, http://www.federalspace.ru
Категория: Уткин Владимир Федорович | Добавил: NightKofe (02.02.2012)
Просмотров: 1509 | Теги: Уткин Владимир Федорович, Биографии ученых
Поиск по сайту