Алексей Станиславович Елисеев родился 13 июля 1934 г. в городе Жиздра, что в Калужской области. Его отец меньше чем через год после рождения сына был репрессирован. Находясь в эвакуации, Алексей сменил несколько школ: в 1943 году окончил два класса школы в городе Боровое Кокчетавской области, в 1946 году окончил три класса в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка Московской области.
После войны вместе с матерью и отчимом перебрался в Москву, где в 1951 г. окончил среднюю школу и поступил в МВТУ им. Баумана, получил диплом инженера-механика. В марте 1957 г. с дипломом инженера-механика А.Елисеев пришел работать в авиационное НИИ-1 МАП инженером лаборатории №6, а через два года поступил в аспирантуру МФТИ. В это же время Алексей Станиславович увольняется из НИИ-1 в связи с зачислене в очную аспирантуру МФТИ.
В 1962 году Алексей Станиславович окончил аспирантуру Московского физико-технического института (МФТИ), а 15 декабря 1967 года защитил диссертацию в ЦКБЭМ и получил степень кандидата технических наук. 16 февраля 1973 года после защиты диссертации получил степень доктора технических наук.
В это время у Алексея появилась идея стать космонавтом. Поэтому еще до окончания аспирантуры он пришел в ОКБ-1, которым руководил С.П.Королев, на должность старшего техника с 1 июня 1962 года. Уже через год он стал старшим инженером в том же отделе. Занимался прикладной механикой и автоматическим регулированием, проектированием систем управления кораблей «Восток-3А» (3КА), «Восход-3В» (3КВ), «Союз» 7К-ОК (11Ф615) и 7К-Л1 (11Ф91) - корабль для облета Луны.
С.П.Королев только собирался направить в правительство документы с обоснованием необходимости участия в полетах гражданских космонавтов, а именно специалистов ОКБ-1 и научных институтов Академии наук СССР. В конце 1962 года Алексей Станиславович проходил медицинское обследование в ЦВНИАГ в инициативном порядке.
Из-за конфликта с Королёвым был выписан из госпиталя после двух этапов обследования без выдачи заключения о годности к спецтренировкам. Несмотря на это в 1963 году проходил специальные виды подготовки в отряде ВВС вместе с восемнадцатью отобранными военными летчиками второго набора. В июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора. Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое внось прошел успешно. 23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В.П.Мишина №43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ.
С мая по август 1966 года проходил подготовку в профилактории ЦКБЭМ, участвовал в парашютных прыжках и полетах на невесомость в ЛИИ в Жуковском на летающей лаборатории Ту-104, проходил испытания в барокамере. В период с 15 по 25 августа 1966 года участвовал в водных тренировках на Черном море на макете спускаемого аппарата корабля «Союз».
Свой первый полет А.Елисеев должен был совершить в апреле 1967 г., стартовав на «Союзе-2» с В.Быковским и Е.Хруновым на следующий день после старта «Союза-1» с В.Комаровым на борту. Из-за неисправностей на «Союзе-1» старт «Союза-2» отменили. Почти два года ушло на выяснение причин гибели Владимира Комарова и устранение технических недоработок.
23 мая 1966 г. Алексей Станиславович был зачислен в первый отряд космонавтов ЦКБЭМ. С 30 декабря 1966 года - космонавт-испытатель.
С сентября 1966 по апрель 1967 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве бортинженера первого экипажа пассивного КК «Союз» по программе «Стыковка», вместе с В.Быковским и Е.Хруновым. Полет КК «Союз-2» был отменен накануне старта из-за неполадок на борту «Союза-1», с которым он должен был состыковаться. С июня 1967 по декабрь 1968 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве бортинженера первого экипажа КК «Союз» по программе «Стыковка», вместе с В.Быковским и Е.Хруновым. В феврале 1968 года В.Быковского сменил с Б.Волынов, в августе 1968 года его сменил Г.Шониным, а в ноябре 1968 года последний вновь был заменен Б.Волыновым. В 1968 году выезжал в командировку в Сомали для изучения южного полушария неба.
Первый полет полет проходил с 15 по 17 января 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-5» (старт вместе с Б.Волыновым и Е.Хруновым) и КК «Союз-4» (посадка вместе с В.Шаталовым и Е.Хруновым). Во время полета была выполнена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей, экипаж осуществил переход из одного КК в другой через открытый космос: 16.01.1969 - продолжительностью 37 минут. Позывной: «Байкал-2» (старт) и «Амур-2» (посадка). Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часов 45 минут 50 секунд.
С 8 августа по 17 сентября 1969 года в срочном порядке проходил подготовку к космическому полету в качестве бортинженера пассивного корабля второго (дублирующего) экипажа КК «Союз-6» и «Союз-8» (вместе с В.Шаталовым), и КК «Союз-7» (вместе с В.Шаталовым и П.Колодиным). 18 сентября 1969 года экипаж В.Шаталов - А.Елисеев был назначен основным для полета на КК «Союз-8» и дублирующим для КК «Союз-6» и «Союз-7». Второй полет состоялся с 13 по 18 октября 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-8» (вместе с В.Шаталовым) по программе группового полета 3-х кораблей. Из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла» на КК «Союз-7», стыковку КК "Союз-8" и "Союз-7" выполнить не удалось. Позывной: «Гранит-2». Продолжительность полета составила 4 суток 22 часов 50 минут 49 секунд.
С 18 сентября 1970 по апрель 1971 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера первого экипажа для полета по программе 1-й экспедиции на ДОС-1 "Салют", вместе с Г.Шониным и Н.Рукавишниковым (12 февраля 1971 года Г.Шонин был заменен В.Шаталовым) Третий полет проходил с 23 по 25 апреля 1971 года в качестве бортинженера КК «Союз-10» (вместе с В.Шаталовым и Н.Рукавишниковым). Была выполнена первая в мире стыковка корабля с орбитальной станцией («Салют»). Однако из-за поломки стыковочного узла корабля не удалось выполнить полное стягивание и обеспечить герметичность стыка. Переход на ОС «Салют» был отменен и полет был досрочно прерван. Позывной: «Гранит-2». Продолжительность полета составила 1 суток 23 часов 45 минут 54 секунды.
После третьего полета в 1971 - 1975 годах работал в Центре управления полетом. В 1975 - 1985 годах - заместитель генерального конструктора Научно-производственного объединения "Энергия". В 1985 - 1991 годах - ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана. Доктор технических наук (1973 г.). Кроме научной работы, активно занимался общественной работой. В 1986 - 1991 годах являлся заместителем Председателя Парламентской группы СССР. Являлся депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва. Народный депутат СССР в 1989 - 1992 годах. Председатель президиума советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина") в 1987 - 1991 годах. Председатель исполкома ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация "Родина") в 1991 - 1992 гг. член-корреспондент Международной академии астронавтики.
Звания и награды:
- Дважды Герой Советского Союза (22.01.1969, 22.10.1969); - Летчик-космонавт СССР (22.01.1969); - Герой НРБ, Герой ГДР; - Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.01.1969, 22.10.1969); - Четыре ордена Ленина (22.01.1969, 22.10.1969, 1971, 15.01.1976); - Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970); - Лауреат Государственной премии СССР (3 ноября 1980); - Медаль «Золотая Звезда» Героя ГДР; - Медаль «Золотая Звезда» Героя НРБ; - Орден Георгия Димитрова.
Алексей Станиславович является автором и соавтором большого числа публикаций в различных журналах, имеет 5 изобретений. Автор книги «Жизнь - капля в море».
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru, http://www.astronaut.ru, http://www.peoplesru.com
|