28 октября 1940 года - 25 декабря 2004 года
Геннадий Стрекалов родился 28 октября 1940 г в Мытищах Московской области. После окончания в 1957 году средней школы №2 г.Калининграда до января 1960 г работал работал медником на Заводе экспериментального машиностроения. Именно на этом заводе, являющимся основной производственной базой ОКБ-1, которым руководил С.П.Королев создавалась первая космическая ракета. А в изготовлении корпуса первого спутника ПС-1 Геннадий Стрекалов сам принимал участие.
С сентября 1959г по июнь 1965г Геннадий Стрекалов - студент дневного отделения машиностроительного факультета Московского высшего технического училища им.Баумана (МВТУ. МГТУ). По окончании он получил специальность инженер-механик.
С 3 октябре 1964г, еще будучи студентом, Стрекалов пришел работать в ОКБ-1 сначала техником-стажером 23-го отдела, а со 2 августа 1965 инженером-конструктором, где занимался разработкой рабочих чертежей одной из перспективных РН (8К95) и другими разработками, среди которых Лунный корабль ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗ. С 1 сентября 1966 года работал инженером 511-го отдела, с 1 апреля 1968 года - инженером 142-го отдела ЦКБЭМ.
В 1968 году окончил Университет марксизма-ленинизма при Калининградском горкоме КПСС.
С 1 октября 1970 года Геннадий Михайлович назначен инженером (1 ноября 1970 года - старшим инженером) 041-го отдела. Ведущий инженер по одному из узлов лунного корабля ЛК (изделие 11Ф94). Занимался проектированием и разработкой различных узлов космической техники, твердотопливными РД.
Геннадий Стрекалов прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и 1 ноября 1971 года получил заключение Главной медицинской комиссии (ГМК) о годности к спецтренировкам. На заседании Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.
За разработку двигателя прижатия к поверхности этого корабля Стрекалов в 1970 и 1971 годах получил авторские свидетельства на изобретения.
С 1 января 1972 года работал старшим инженером 731-го отдела ЦКБЭМ (отдел летно-конструкторских испытаний космической техники). За годы работы в КБ участвовал в выпуске разделов технической документации по РН Н-1 (изделие 11А52), лунного корабля ЛК (11Ф94), лунного орбитального корабля (ЛОК) 11Ф93. Участвовал в испытаниях этих изделий, принимал участие в разработке МБР РТ-2 (изделие 8К98), военно-исследовательского корабля Союз-ВИ (11Ф732), орбитального корабля Союз 7К-ОК (изделие 11Ф615).
В 1973 году работал в главной оперативной группе управления при летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ) корабля 7К-С (11Ф732) и комплекса 27К («Салют»-«Союз») на судне АН СССР «Академик Королев» и в Евпаторийском ЦУПе. Выполнил программу полетов на Л-29 и 7 парашютных прыжков. Занимался макетной отработкой корабля 7К-С.
21 марта 1973 года Геннадий Стрекалов был назначен на должность космонавта-испытателя 731-го отдела (с 11 октября 1973 года - 071 отдела) ЦКБЭМ. 1 марта 1975 года был переведен в 111 отдел, 1 февраля 1977 года в 110 отдел, а 1 февраля 1982 года - 291-й отдел НПО «Энергия».
С января 1974 по январь 1976 года проходил подготовку к испытательному полету на КК 7К-С (11Ф732) в качестве бортинженера экипажа, вместе с Ю.Малышевым.
С января по сентябрь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6, изготовленной в ГДР, на КК «Союз-22», вместе с Ю.Малышевым. Во время старта КК «Союз-22» 15 сентября 1976 года был дублером бортинженера корабля. С октября 1978 по декабрь 1979 года проходил к первому испытательному полету на КК «Союз Т» в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа, вместе с Василием Лазаревым. В октябре 1979 года был назначен бортинженером первого экипажа по программе второго пилотируемого испытательного полета на корабле «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л), который планировался на IV квартал 1980 года и приступил к подготовке вместе с Василием Лазаревым. После принятия решения одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты, в декабре 1979 года в экипаж был включен космонавт-исследователь ИМБП Валерий Поляков. В таком составе экипаж проходил подготовку до конца мая 1980 года, когда из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».
В июня 1980 года экипаж бывший первый экипаж (Василий Лазарев, Геннадий Стрекалов, Валерий Поляков) был назначен дублирующим по этой новой программе и приступил к подготовке.
В октябре 1980 года Геннадий Стрекалов был переведен в основной экипаж, заменив в нем отстраненного по состоянию здоровья Константина Феоктистова и продолжил подготовку в качестве космонавта-исследователя, вместе с Леонидом Кизимом и Олегом Макаровым.
Первый полет совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве космонавта-исследователя КК «Союз-Т-3» и ДОС «Салют-6», вместе с Л.Кизимом и О.Макаровым. Экипаж провел ремонтные работы в системе терморегулирования ДОС «Салют-6». Позывной: «Маяк-3». Продолжительность полета составила 12 суток 19 часов 07 минут 42 секунды.
С сентября 1981 по 28 апреля 1982 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа КК «Союз Т-5» по программе 1-й основной экспедиции (ЭО-1) на ДОС «Салют-7», вместе с Владимиром Титовым. Во время старта КК «Союз Т-5» 13 мая 1982 года был дублером бортинженера корабля. С сентября 1982 по 5 апреля 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз Т-8», по программе 2-й основной экспедиции (ЭО-2) на ДОС «Салют-7», сначала вместе с Владимиром Титовым и Ириной Прониной, а с марта 1983 года - с Владимиром Титовым и Александром Серебровым.
Второй полет совершил с 20 по 22 апреля 1983 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-8», вместе с В.Титовым и А.Серебровым. Планировалась длительная работа на борту ДОС «Салют-7» по программе 2-й основной экспедиции (ЭО-2). Однако стыковку выполнить не удалось из-за не исправности антенны системы сближения и стыковки «Игла» на корабле. Позывной: «Океан-3». Продолжительность полета составила 2 суток 00 часов 17 минут 48 секунд. С мая по 15 июня 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа КК «Союз Т-9» по программе 2-й основной экспедиции (ЭО-2) на ДОС «Салют-7», вместе с Владимиром Титовым. Во время старта КК «Союз Т-9» 27 июня 1983 года был дублером бортинженера корабля. С июля по 13 сентября 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа по программе 3-й основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-7», вместе с Владимиром Титовым. Программа полета предусматривала стыковку корабля с ДОС «Салют-7», замену экипажа 2-й основной экспедиции (В.Ляхов и А.Александров) и работу по программе 3-й основной экспедиции до февраля 1984 года.
26 сентября 1983 года старт КК «Союз Т-10-1» с В.Титовым и Г.Стрекаловым на борту не состоялся из-за аварии РН. Однако за несколько секунд до старта из-за пожара ракеты-носителя сработала система аварийного спасения (САС). Спускаемый аппарат приземлился недалеко от стартового стола. Позывной: «Океан-2». Продолжительность полета с момента срабатывания САС составила 5 минут 13 секунд. В феврале 1984 года заменил отстраненного по состоянию здоровья бортинженера основного экипажа КК «Союз Т-11» Николая Рукавишникова и начал подготовку в советско-индийском экипаже по программе экспедиции посещения ДОС «Салют-7», вместе с Юрием Малышевым и Ракешем Шармой (Индия).
Третий полет совершил с 3 по 11 апреля 1984 года в качестве бортинженера экспедиции посещения ДОС «Салют-7» по советско-индийской программе вместе с Ю.Малышевым и Р.Шармой (Индия). Стартовал на КК «Союз-Т-11», посадка на КК «Союз-Т-10». Позывной: «Юпитер-2». Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 40 минут 06 секунд. В марте 1985 года заменил в дублирующем экипаже 4-й экспедиции посещения (ЭО-4) ДОС «Салют-7» ушедшего на подготовку к ремонтному полету бортинженера Александра Александрова и по август 1985 года проходил подготовку по 2-й части программы ЭО-4 вместе с Александром Викторенко и Евгением Салеем. Во время старта КК «Союз Т-14» 17 сентября 1985 года был дублером бортинженера корабля.
Проходил подготовку по программе «Буран», готовился в группе, состоявшей из космонавтов-испытателей НПО «Энергия» и ЛИИ. Принимал непосредственное участие в отработке систем орбитального корабля и наземных средств на предприятиях и стартовом комплексе на космодроме. В октябре – ноябре 1985 года руководством министерства общего машиностроения (МОМ), министерства оборонной промышленности (МАП) и министерства обороны (МО) было разработано и подписано соглашение о предварительных составах экипажей для летно-конструкторских испытаний корабля «Буран». Были определены составы первых четырех экипажей: в состав второго был предложен Геннадий Стрекалов. Сначала его командиром планировался Римантас Станкявичюс, затем Анатолий Левченко. Однако официально экипажи так и не были утверждены.
В 1985 году Геннадий Михайлович защитил в ЦНИИмаш диссертацию на тему «Новые материалы в условиях космического пространства» и получил степень кандидата технических наук.
25 марта 1985 года был назначен начальником 291-го отдела. С февраля по 28 августа 1989 года проходил подготовку в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа экспедиции на ОК «Мир», вместе с Геннадием Манаковым и Виктором Заболотским. С сентября 1989 по январь 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа ЭО-6 на ОК «Мир», вместе с Геннадием Манаковым. Во время старта КК «Союз ТМ-9» 11 февраля 1990 года был дублером бортинженера корабля. С апреля по июль 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа КК «Союз ТМ-10» по программе ЭО-7 на ОК «Мир», вместе с Геннадием Манаковым.
Четвертый полет совершил с 1 августа по 10 декабря 1990 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-10» и 7-й основной экспедиции (ЭО-7) ОК «Мир», вместе с Г.Манаковым. Стартовал вместе с Г.Манаковым, посадка вместе с Г.Манаковым и Т. Акиямой (Япония). Во время полета выполнил один выход в открытый космос: 29.10.1990 - продолжительностью 2 часа 45 минут. Позывной: «Вулкан-2». Продолжительность полета составила 130 суток 20 часов 35 минут 51 секунда. С апреля 1993 года проходил подготовку к полету на ОК «Мир» в группе космонавтов. С февраля по апрель 1994 года проходил непосредственную подготовку к полету в составе первого экипажа (для полета на первом этапе ЭО-16), вместе с Юрием Маленченко и Талгатом Мусабаевым, в качестве второго бортинженера. Но 1 апреля 1994 года решением ГМВК выведен из экипажа ЭО-16 из-за необходимости доставки на «Мир» дополнительных грузов и назначен бортинженером первого экипажа ЭО-18. С мая 1994 по февраль 1995 года проходил непосредственную подготовку к полету по программе ЭО-18 вместе с Владимиром Дежуровым, а с 1 ноября 1994 года по программе Мир-НАСА вместе с Норманом Тагардом (США). С 17 января 1995 года в связи с отчислением из отряда космонавтов продолжил подготовку к полету по контракту с РКК «Энергия». Пятый полет совершил с 14 марта по 7 июля 1995 года в качестве бортинженера 18-й основной экспедиции (ЭО-18) ОК «Мир», вместе с В.Дежуровым и Н.Тагардом. Стартовал на КК «Союз ТМ-21», посадка на шаттле Atlantis STS-71. Во время полета выполнил три выхода в открытый космос: 12.05.1995 - продолжительностью 6 часов 14 минут, 17.05.1995 - продолжительностью 6 часов 42 минуты, 22.05.1995 - продолжительностью 5 часов 15 минут. Кроме того, дважды проводил работы в разгерметизированном переходном отсеке (ПхО) базового блока ОК «Мир»: 28.05.1995 - продолжительностью 21 минута, 01.06.1995 - продолжительностью 23 минуты. Позывной: «Ураган-2». Продолжительность полета составила 115 суток 08 часов 43 минуты 54 секунды.
Отчислен из отряда космонавтов 17 января 1995 года в связи с уходом на пенсию. С 17 января 1995 года работал начальником 291-го отдела НПО «Энергия» (командир отряда космонавтов НПО «Энергия»). Умер 25 декабря 2004 года от рака желудка. Похоронен на Останкинском кладбище Москвы. Звания и награды:
- Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1980 года и от 11 апреля 1984); - Летчик-космонавт СССР (1980); - Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (10.12.1980, 11.04.1984); - Три ордена Ленина (10.12.1980, 1983, 11.04.1984); - Орден Октябрьской Революции (1990); - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 сентября 1995); - Медаль «Ветеран труда»; - Орден «Ашока Чакра» I степени (Индия, 1984); - Медаль НАСА «За космический полет» (NASA Space Flight Medal (1995).
Был удостоен звания почетного гражданина города Владикавказа. Семейное положение: отец - Стрекалов Михаил Иванович, (31.12.1910 - 20.01.1945), токарь, погиб во время ВОВ, навечно зачислен в списки 79-й гвардейской танковой дивизии; мать - Стрекалова (Амосова) Прасковья Михайловна, (27.09.1914 - 1997), работала вахтером в Доме культуры НПО «Энергия»; брат - Стрекалов Вячеслав Михайлович, (1937 - 1993), начальник бюро Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ); жена - Стрекалова (Тележкина) Лидия Анатольевна, род. 20.02.1945, инженер-строитель МИСИ; дочь - Стрекалова Татьяна Геннадьевна, род. 09.06.1974; дочь - Стрекалова Наталия Геннадьевна, род. 30.08.1975. Геннадий Михайлович является автором книги «Благодарен судьбе», имеет несколько изобретений и авторских свидетельств (в 1970 и 1972 году).
Увлекался горными и водными лыжами, теннисом, футболом, хоккеем. Имел 3-й разряд по легкой атлетике, 1-й разряд по хоккею.Заслуженный мастер спорта СССР (1980).
http://www.cosmoworld.ru, http://www.astronaut.ru
|