Пятница, 03.05.2024, 07:16
Приветствую Вас Гость | RSS

                                  Чуть про космос

Биографии астрономов, ученых, космонавтов

Главная » Статьи » Биографии ученых » Исаев Алексей Михайлович

Исаев Алексей Михайлович
24 октября 1908 года - 25 июня 1971 года

Алексей Михайлович Исаев родился 24 октября 1908 года в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента юриспруденции. Образование Алексей Михайлович получил в школе-интернате, организованной его отцом Михаилом Михайловичем, в которой преподавали известные педагоги - физик Фалеев, математик Колмогоров, писательница Беклемишева.
 
Встреча с такими педагогами стала своеобразной жизненной удачей. И ею Алексей Михайлович воспользовался полностью - он получил фундаментальные знания по математике и физике, что совершенно необходимо будущему инженеру, развил в себе трудолюбие, любознательность, целеустремленность, умение выделять главное из череды явлений.
 
После окончания школы в 1925 году по настоянию отца он поступил в Горную академию. За год до окончания академии А.М. Исаев едет на строительство Магнитки. Поездка была предпринята не случайно, а под воздействием впечатлений от горной практики на одной из шахт Донбасса. Тридцатые годы прошлого века - время, создания промышленности в СССР. Одним из гигантов был Магнитогорский металлургический комбинат. А.М. Исаев написал письмо на Магнитострой, в котором он предлагал свои услуги, и получил согласие на работу. Жизнь сделала крутой поворот. Несмотря на небывалые трудности и лишения, он почувствовал себя счастливым в этом своем новом деле и с азартом взялся за его освоение. В конце 1931 года А.М. Исаев защитил дипломный проект в московской академии, преобразованной в Горный институт, после чего возвратился на Магнитострой.
 
Следующий период жизни Алексея Михайловича может быть охарактеризован как период поиска своего дела и, в широком плане, смысла жизни. Он искал, работал все эти годы, «как потный чёрт», - его типичное выражение. Да и главные объекты его исканий, если вглядеться, уже существовали, это были Магнитка, Запорожсталь, Днепрострой, Гипрооргстрой и заводы Нижнего Тагила. Подобно многим советским юношам, воспитанным на примере первопроходцев, он мечтал о работе в Арктике. А немного позднее его увлекла авиация, ведь душа А.М. Исаева тянулась к трудному, интересному делу, туда, где решались главные задачи, поставленные временем и страной.
 
В конце января 1934 года Исаев, будучи уже начальником отдела организации работ Тагильского металлургического завода, написал отцу: «Я прихожу к выводу, что мне на стройке работать нельзя, и, если можно, то только на хорошо организованной. Я очень быстро заболеваю психозом особого рода. Здесь я уже им заболел. Психоз заключается в том, что мне кажется, будто я ответственен за всё и все лежит на мне, все вопросы должен разрешить я. И вот голова лопается от всего этого количества неразрешенных или неправильно разрешенных вопросов, которые, собственно, меня не должны касаться».
 
Достигнув определенного положения, А.М. Исаев не захотел оставаться на спокойном месте. Как он вспоминал: «Опять чувствую: не моё, не то». Тридцатые годы минувшего века - период массового увлечения авиацией. О строительстве самолётов, о дальних и удивительных авиаперелётах, о необычайной профессии лётчиков, об авиастроителях писали газеты и сообщало радио. Увлекла авиация и А.М. Исаева. Алексей Михайлович принял окончательное решение стать авиаконструктором и проявил решительность, настойчивость и упорство для достижения поставленной цели.
 
А.М. Исаев написал заявление непосредственно директору авиационного завода №22 (ныне - ракетно-космический завод РКЗ ГКНПЦ им. М.В. Хруничева): «Уважаемый тов. директор! Обстоятельства вынуждают меня обратиться непосредственно к Вам с просьбой дать мне возможность работать по самолётостроению. Я не претендую на большой оклад и, наконец, на квартиру, которой я обеспечен. Сейчас я совершенно свободен и могу приступить к работе немедленно. Если мое заявление покажется Вам убедительным, попросите секретаря известить меня об этом».
 
Ольга Александровна Миткевич - это она оказалась «уважаемым тов. Директором» - рискнула. Исаеву понравился завод, понравилось место, где он располагался, понравилась дисциплина, но самое главное заключалось в твёрдом убеждении, выраженном им в короткой фразе: «Специальность найдена». С этого времени начался взлёт Алексея Михайловича Исаева как авиационного инженера, конструктора, волею судьбы, обстоятельств и личных качеств превратившегося в конструктора ракетной и космической техники. Этот путь он прошел сам и «сделал себя» также сам.
 
А.М. Исаев рассказывал: «В авиации мне, считайте, повезло: заставили крепко работать. А мы в потёмках шли и набивали здоровенные шишки. Ни специальной литературы, ни методик, ни налаженного эксперимента. Каменный век реактивной авиации».
 
Теперь все знают, что машина, о которой упомянул А.М. Исаев - это знаменитый БИ-1. Первый советский самолёт с ракетным двигателем был построен в самые трудные начальные месяцы войны, и 15 мая 1942 года лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи поднял его в небо с аэродрома Кольцово в посёлке Билимбай под Свердловском, куда в 1941 году было эвакуировано КБ Болховитинова. Самолёт БИ-1 вошёл в историю, и совершенно неожиданно вновь круто изменил профессию А.М. Исаева. Проект, начатый двумя инженерами-мечтателями, стал общим делом большого КБ, во главе которого стоял выдающийся авиаконструктор Виктор Федорович Болховитинов.
 
Узким местом оказался двигатель, «горшок», как его тогда называли, маленький ЖРД. Двигатель плохо запускался, горел, взрывался. В.Ф. Болховитинов поручил А.М. Исаеву заняться двигателем, как он выразился «уж без кустарщины, всерьез и надолго». 4 февраля 1943 году в КБ создано небольшое по численности подразделение с задачей доводки ЖРД. Исаева назначили руководителем этого подразделения.
 
После возвращения из эвакуации в подмосковные Химки в мае 1943 года приказом В.Ф. Болховитинова от 21 июня 1943 года в структуре завода был создан отдел двигателей, начальником которого был назначен А.М. Исаев. Именно на этом, совершенно новом для себя поприще - в конструировании, изготовлении, испытаниях, совершенствовании, развитии жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок А.М. Исаев, наконец, нашёл себя. Окончательно определилось главное, заветное дело всей жизни. Кончились мучительные, длительные поиски своего призвания. В работе над этим главным делом раскрылись его интеллектуальные и творческие силы, организаторские и мобилизующие способности.
 
С подразделения, образованного 21 июня 1943 года на авиационном заводе №293 (руководитель В.Ф. Болховитинов), выросшего впоследствии в коллектив, главным предназначением которого стало создание ЖРД, ведет свое начало современное Конструкторское бюро химического машиностроения.
 
18 февраля 1944 года, в соответствии с постановлением ГКО, завод №293 вошёл в качестве филиала в состав НИИ-1 НКАП. В июне 1946 года филиал №1 ликвидировали, а подразделение А.М. Исаева перевели в НИИ-1. В мае 1948 г. подразделение А.М. Исаева было переведено в НИИ-88 и стало называться отделом 9 ОКБ.
 
Но ещё до перевода было разрешено организовать производственную экспериментальную базу Исаева на территории НИИ-88. Первым подразделением будущего КБ Исаева, созданным в НИИ-88, оказался цех 105. Затем началось сооружение стенда отдела 9. Одновременно создавалась испытательная станция отдела 8, строительство которой было завершено в 1949 г. В июне 1950 г. в результате реорганизации НИИ-88 отдел 8 СКБ прекратил свое существование; работники и имущество последнего были переданы отделу 9, в котором тогда работало 500 человек.
 
В марте 1952 года ввиду возникших трудностей в создании ЖРД тягой 8 тс в НИИ-88 создали для дублирования работ два ОКБ по ЖРД: ОКБ-2 на базе отдела 9 (главный конструктор А.М. Исаев) и ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д. Севрук).
 
В 1952-1958 годах работы ОКБ-2 по созданию ЖРД продвигались успешно, необходимость в дублировании работ по созданию ЖРД отпала, и в декабре 1958 г. по приказу Госкомитета по оборонной технике ОКБ-2 и  ОКБ-3 были объединены в одно подразделение во главе с A.M. Исаевым. Оно сохранило наименование ОКБ-2. Численность работающих составляла около 2500 человек. 16 января 1959 года ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.
 
17 июня 1961 года за образцовое выполнение правительственных заданий предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 году ОКБ-2 получило наименование «Конструкторское бюро химического машиностроения».
 
В 1968 году было завершено строительство производственно-лабораторного корпуса и корпуса 301 филиала КБХМ (испытательная станция в поселке Фаустово), а в марте 1971 года - инженерного корпуса (КБ).

Исаев начал работать по космической тематике, разработав за 1.5 года тормозную двигательную установку (ТДУ) для корабля «Восток». Эта ТДУ применялась в космосе десятки раз, включая исторические полеты Гагарина и всех космонавтов на кораблях «Восток» и «Восход», а также спутников-фоторазведчиков «Зенит».

Прогресс в освоении космоса потребовал создания корректирующих и тормозных двигательных установок (КТДУ), которые могли бы неоднократно включаться при длительности работы от долей секунд до десятков минут для коррекции орбит и траекторий полета, стыковки и расстыковки, маневрирования в космосе, посадки аппаратов на Землю и планеты Солнечной системы. 

КТДУ А.М.Исаева были оснащены пилотируемые корабли, автоматические межпланетные и лунные станции, спутники связи и многие КА. Сейчас КТДУ-80 нового поколения используются на пилотируемых кораблях «Союз ТМ» и автоматических транспортных грузовых кораблях «Прогресс М». Базовый блок орбитальной станции «Мир», все ее модули, а также часть модулей МКС оснащаются подобными двигателями.

По программе Н1-Л3 для полета человека на Луну исаевцы разработали КТДУ для лунного орбитального корабля ЛОК и первый в стране кислородно-водородный ЖРД.
 
Всего под руководством Исаева А.М. созданы ЖРД и ДУ для ракетной и космической техники, в том числе для КК "Восток", "Восход" и "Союз", КА серий "Луна", "Марс", "Венера", "Зонд", "Молния", "Полет", "Космос", орбитальных станций "Салют" и др.

25 июня 1971 года A.M. Исаев умер от инфаркта. Конструкторское бюро возглавил его верный друг и соратник с 1946 года, первый заместитель главного конструктора Владислав Николаевич Богомолов.
 
В феврале 1975 года предприятие «Конструкторское бюро химического машиностроения» было награждено орденом Октябрьской Революции. В 1991 году Конструкторскому бюро химического машиностроения распоряжением правительства присвоили имя А.М. Исаева.
 
Огромный вклад А.М. Исаева и его ОКБ в развитие ракетного двигателестроения сегодня видится особенно отчётливо. Большой объём работ, сложность и новизна технических проблем, напряженные темпы создания ракетной техники требовали от коллектива ОКБ слаженной, напряженной работы, высокой творческой отдачи.
 
Алексей Михайлович очень много сил и энергии отдавал созданию и сплочению коллектива КБ. Ему удалось создать особый «исаевский» стиль творческих взаимоотношений, основанный на доверии, порождающий огромный энтузиазм, творческую инициативу, изобретательность и ответственность.

Звания и награды:

- Ленинская премия (1958);
- Государственная премия СССР (1948, 1968);
- 4 ордена Ленина; 
- Орден Октябрьской Революции;
- Медали.

Именем Исаева Алексея Михайловича назван кратер на Луне.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru, http://www.kbhmisaeva.ru, http://www.federalspace.ru 
Категория: Исаев Алексей Михайлович | Добавил: NightKofe (02.02.2012)
Просмотров: 1062 | Теги: Биографии ученых, Исаев Алексей Михайлович
Поиск по сайту